Экологическая страничка

                              Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

               В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является освоение детьми экологической культуры. В соответствии с этим важно уделять особое внимание пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим их миром. Причем это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как к самоценному, уникальному существу, имеющему право на жизнь. Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.

Педагогическими условиями воспитания основ чувства единства человека и природы являются:

  • знания о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их существования;
  • знания о человеке как биосоциальном существе, которые включают в себя:
  • знания о человеке как живом организме и сходстве с другими живыми существами.
  • знания о человеке как существе социальном;
  • деятельность общения с природой, основанная: на знаниях о жизни живого и его закономерностях, на знаниях о сходстве человека с другими живыми существами, проявляющаяся в природоохранительных поступках, уходе за объектами природы, наблюдениях с познавательной и эстетической целью, построенная на гуманном, тактичном и внимательном отношении к природе как к партнеру по общению;
  • накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на этой основе формирование отношения к природе.

Экологическое воспитание дошкольников является частью государственного образовательного стандарта, и, исходя из стандарта, оно должно быть реализовано. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения, это вопрос о характере отношений человека и природы, который сегодня связывается с сохранением жизни на Земле. Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации  обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Созрела необходимость выхода экологического образования на качественный уровень. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия  на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что являются основой процесса  экологического воспитания. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей,  среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. Главное достоинство экологического образования заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе развития познавательной деятельности, идёт развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к природе, необходимо:

  • Создать условия для формирования элементарной познавательной активности.
  • Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.
  • Формировать эмоционально – положительное отношение к природе.
  • Познакомить с взаимосвязью и взаимодействием всех объектов природы.
  • Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.
  • Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
  • Создать условия для самостоятельной бережливой деятельности.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребёнку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования). Методы работы:  наблюдение, труд в природе, игры, экспериментирование, моделирование, проекты, речевая деятельность, чтение и обсуждение авторских познавательных сказок, сочиненных воспитателем, где ребенок – главный герой, фольклор, путаницы природоведческого характера, беседы, воображаемый диалог с реальными представителями животного и растительного мира (вербальные: «открытые» — все вместе устно и «секретные» — один на один с природой; невербальные: мимика, жесты, ИЗО, музыка), развивающая среда.

Благодаря  совместной  работе наши воспитанники  видят  красоту, уникальность, неповторимость  живых  форм, умеют   слышать  природу  такой, какая  она  есть  в  действительности,  об этом свидетельствуют и   активность участия воспитанников в конкурсах различного уровня.  Команда воспитанников подготовительной к школе группы №3 » Экофантазёры» в составе Виктории Озерковой, Екатерины Кожевиной, Вадима Короткова, Евы Горчаковой под руководством воспитателей М.А Костюниной и В.С. Супоненко, стала победителем муниципального этапа Фестиваля » Праздник Эколят — молодых защитников природы» в номинации «Творческое участие команд образовательных учреждений» и стала участником республиканского этапа конкурса.  Семьи воспитанников принимают активное участие в акциях «Вместе ярче»,  «Покормите птиц зимой!» В ходе проведения акции дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года. Помогая другим, мы сами становимся добрее.

Формируя начало экологической культуры личности дошкольника, необходимо создавать  условия для накопления опыта дошкольников при взаимодействии их с природой, обогащения практического опыта  и представлений детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы. В заключении следует подчеркнуть,что формирование знаний и экологическое воспитание, это основа   осознанно — бережного отношения ребенка к природе и к миру.

Система современных экологообразовательных технологий

  Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.

o   Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.

o   Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.

Приведу примеры современных экологообразовательных технологий в работе с детьми.

Игровые технологии.

Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль взрослого. Воспитатель или позже ребенок могут быть экскурсоводом, начальником экспедиции, заведующим фермой, лесником и пр. Именно в таких играх дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе.

Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например: «Строительство города» может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил. Какие это правила – дети определяют самостоятельно (завод построить подальше от жилого массива, школу – подальше от дороги и пр.). В таких играх дети учатся заботится о своем городе и осознают существенные в нем экологические проблемы. В таких играх ежедневно может присутствовать «Волшебная палочка», картины, иллюстрации. С помощью волшебной палочки дети попадают на дно океана, в лес, в Африку. Получается виртуальная экскурсия, с помощью которой дети посещают незнакомые места, знакомятся с природой разных материков, побывают на необитаемом острове и узнают мир во всем его многообразии.

Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Что сначала, что потом?» —  о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации: Я – солнце, я –дождь, ты – ветер, Саша – облачко, Оля – березка. Такие игры дают новые впечатления о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. В этих играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. И опять решаются целевые ориентиры ФГОС ДО – «ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе.

Соревновательные игры— КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Мультимедийные презентации, технология ИКТ  — мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах.

Технология ТРИЗ, целью которой является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Она позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

 ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, что также является основной целью ФГОС ДО.

Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению, выявление противоречий в объекте, явлении. Сначала объект исследуется:

—    что – то в нем хорошо, а что- то плохо,

—    что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно

Например: много зайцев — это хорошо или плохо?
— Хорошо: Хищники могут питаться ими
— Плохо: Погрызут много деревьев
— Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться пустым
— Плохо: Погубят посевы.
— Хорошо: Ими можно будет полюбоваться
— Плохо: Будут совершать набеги на огороды, сады. Растительность станет бедной
— Хорошо: Охотникам разрешат охотиться на зайцев
— Плохо: Зайцы от нехватки кормов станут болеть и гибнуть…
И в тоже время хорошее свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но жалко зайчишек и т.д.

Технология поисково-исследовательской деятельности позволяет детям открывать новое, делать шаг в неизведанное, думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Опыты с водой, почвой, растениями помогают ребенку найти самому ответы на вопросы как? и почему? Почему растение без воды и солнца погибает? Почему   им для роста и развития нужен свет? Почему дует ветер?  Здесь очень уместны проблемно-поисковые ситуации, в которых дети выстраивают гипотезы, что является основой творческого мышления. И это – одна из основных целей ФГОС ДО — умение творчески мыслить. Давайте подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? Может по солнцу? Может по растениям? А может быть их ведут те, кто уже летал и знает дорогу? А может у птиц внутри компас?

Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность.
Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета.

Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог. Это ментальные карты. Что это такое и для чего они нужны? Ментальная карта — это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Майнд-карты– это отображение мышления с помощью древовидных схем, отражающих некоторый объект, его элементы, взаимосвязи, зависимости, основные и дополнительные характеристики, цели и задачи, направления развития и так далее.

Еще одно название этой методики – диаграмма связей. Майнд-карты  — карты ума, карты памяти, мысленные карты, ментальные карты, мозговые карты, интеллект-карты, также важно практиковать  в исследовательской деятельности дошкольников.

Дикие  животные

Домашние животные

Лес

Работа с майнд-картами способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи, что крайне необходимо при исследовательской деятельности.

Кроме этого, они помогают

— повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

— развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

— активизировать деятельность

— выявлять причины затруднений

— корректировать знания воспитанников

Следующая технология — Упражнения на обстоятельства

Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

Технология экологической идентификации — отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением является игровым приемом «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени; Например, «Долго не было дождя, деревья и цветы стали плохо себя чувствовать? Как? Саша – ирис: «Мои цветочки начали увядать (показывает руками), листочки опадают (показывает в движении), Наташа —  яблонька – наклонила свои веточки, стала сбрасывать яблочки и листочки  и пр.

Метод экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие природным объектам. Поступают жалобы от природы. Эти жалобы предлагает воспитатель или придумывают дети. Педагог зачитывает телеграмму из леса:

«Мне нужна помощь? Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Ваш дятел».

И дети начинают думать, что делать? Получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.

Предложить дятлу найти себе побольше друзей. Чем больше будет дятлов, тем быстрее они справятся с вредителями. Обработать специальными растворами деревья, объявить карантин в лесу, установить ловушки на деревьях ….

Диалог с природой — метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности, что также является важной задачей ФГОС ДО.  Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца). Задания: «Поговори с березкой, спроси у нее о ее здоровье, спроси, как ей живется, спроси, есть ли у нее какое-нибудь желание». Поговори с цветком, сделай ему комплименты, расскажи, за что ты его любишь.

Секретный разговор, как один из методов экологического воспитания.

Первый этап — прогулка в парк, где каждый ребе­нок выбирает себе собеседника из числа окружающих растений (дерево, цветок, веточку кустарника, травинку, листок, бу­тон…) и «по секрету» разговаривает с ним. Вернувшись с про­гулки, дети рассказывают друг другу о своих новых друзьях в природе. Примером такого общения может служить следующий диалог с цветком:  » Я гуляла по лесу. Вдруг увидела мой люби­мый цветок Иван-да-марья. Этот цветок красив тем, что у него есть мои любимые цвета — фиолетовый и желтый. Я спро­сила его: «Что ты любишь? » Он мне ответил: «Я люблю свет, и воду. «Я спросила: «А где твой дом?» Он ответил: «Лес… «, «Жалобная книга» природы.

На первом этапе дети наблюдают за деревьями на уча­стке и зарисовывают в книгу «жалобы», поступающие от де­ревьев.

Второй этап — обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положе­ние?» ~ ответ на этот вопрос натолкнет ребят на практиче­скую природоохранную деятельность.

Задачи-загадки на сообразительность.

В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.

Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)

-В вазе три ромашки и два тюльпана.

Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки).

«Замысловатые вопросы»

Цель: развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Что будет, если …?»

Цель: знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Кейс-технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Это один из основных принципов ФГОС ДО. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».

Технология дискуссий:  «Почему листочек пожелтел? Почему у тополя почки большие, а у березы маленькие? Почему у  дуба листья  округлой формы, а у клена  острой? Почему  грибы прячутся под деревьями и листьями? Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Эффективным методом расширения знаний по экологии  является использование жемчужин народной мудрости — сказок, ле­генд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади, «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т.д.

Вышеперечисленные технологии направлены на формирование первичных представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, т.е. на развитие личностных качеств ребенка, представленных как целевые ориентиры ФГОС ДО.

Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Проблему формирования экологической культуры решаются с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, участвуют в природоохранных акциях, в создании и пополнении предметно-пространственной среды, в благоустройстве участков на территории детского сада. Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, заполняя календари природы, наблюдая за повадками животных, выращивая растения, ставя простые эксперименты с природным материалом.

На современном этапе экологическое воспитание необходимо осуществлять совместно с родителями, они первые воспитатели в жизни ребёнка. С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблеме экологического воспитания, я провожу анкетирование. В помощь родителям оформляется  стенд, где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках

Для родителей выпускаются тематические буклеты: «Правила безопасности детей на природе летом»«Всё о правильном питании детей», «Наши друзья-витамины», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город – наш город», проводятся консультации «Компьютер. Польза и вред для вашего ребёнка», «Экология жилища», «Как использовать компьютер для развития и обучения малышей?», «Воспитание безопасного поведения детей в природе», «Основные правила поведения в природе», «Защита от клещей. Как удалить клеща. Правила безопасности для детей», «На прогулке летом». Родительские собрания проводятся в нетрадиционных формах: семинары-практикумы, родительские лектории, семейные клубы.

Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Заключение В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохране­ние ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики. Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; формированию экологически грамотного поведения; экологизации разных видов деятельности.

В июне- сентябре  2024 года проводится ежегодный Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии #Вместе Ярче. Мероприятия в рамках фестиваля направлены на поддрежку бережного отношения к природным ресурсам, труда энергетиков и экологического просвещения.Фестиваль «Вместе ярче — 2024» несёт миссию интегрировать в семейные ценности и традиции бережное отношение к ресурсам планеты, включая конкретные добрые дела по сохранению ресурсов, в том числе в части энергосбережения в быту, в образовательных учреждениях, на производстве и в организациях.

25 апреля 2024г. во Всероссийский День Эколят в гости к воспитанникам пришли сказочные герои «Эколята» – друзья и защитники природы: Шалун, Тихоня, Ёлочка и Умница.Дети выполнили важные экологические задания Эколят. Дошколята создали плакаты, листовки, газеты о том, как надо беречь и охранять природу, отразили образы сказочных героев Эколят, показали их заботу о природе, продемонстрировали, как Эколята совершают добрые и правильные поступки по сохранению природы: сажают деревья, кусты, цветы. Все участники остались в восторге!

18 апреля 2024г. Марина Георгиевна Часовская ( воспитатель подготовительной к школе группы N10) приняла участие в экологической печа-куче «Наука о природе для дошкольников» в библиотеке N17 с опытом работы по проектной деятельности в области экологии «Плюсы и минусы батарейки» . Опыт работы  воспитателей М.Г.Чавсовской и Е.А.Фадеевой  занял  2 место среди работ  участников  экологической  печа- кучи.

8 февраля 2024 г. в День науки, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г.Печора Е.В.Лобанова, Т.В.Цыкунова,В.С.Супоненко, И.А.Ляпустина, Е.А.Осетрова, М.Г.Часовская, Л.Н.Канева, В.Н.Пырерко  приняли участие в семинаре «Эконаука в библиотеке», который состоялся в МБУ «Печорская МБЦС «Модельная библиотека №17».

В акции Югыд Ва «Покормите птиц зимой» активное участие приняли воспитанники, родители (законные представители) подготовительной к школе группы №10 (воспитатели Е.А.Фадеева, М.Г.Часовская),  средней группы №11 (Е.А.Осетрова, Т.В.Митрофанова),  второй младшей  группы №6 (А.Л.Лобанова, В.Н.Пырерко) и второй группы раннего возраста (воспитатели Т.В.Овечкина, Л.Н.Канева). В рамках акции «Покормите птиц зимой» на участке детского сада появились кормушки, созданные руками родителей из бросового материала, из фанеры и других подручных материалов, что привлекло на участок множество пернатых. Заботливое отношение взрослых к птицам — хороший пример воспитания у детей бережного отношения к природе.

В акции «Чем нам ёлку заметь, чтоб живую не рубить?« активное участие приняли воспитанники, родители (законные представители) подготовительной к школе группы №10 (воспитатели Е.А.Фадеева, М.Г.Часовская),  старшей группы №3 (воспитатели М.А.Костюнина и Т.Ю.Куликова), второй группы раннего возраста №1 (воспитатели Т.В.Овечкина, Л.Н.Канева).

Воспитанники группы №12 принимали участие в муниципальном этапе  конкурса плакатов на экологическую (природоохранную) тему «Эколята — друзья и защитники природы. Сделаем природу малой Родины чистой!» Результат- 3 место в муниципальном конкурсе. Поздравляем!

Каждый год коллектив детского сада принимает участие в экологической акции «Речная лента» . 2023  год не стал исключением. 16.09.2023г. в экологической акции «Речная лента» по уборке берега реки Печоры от мусора приняли участие воспитатели детского сада.  Акция  прошла под девизом «Сделаем реку Печору чистой!!!»

3 место в республиканском  IV  открытом фестивале видеотворчества  «Пышкай», в номинации «Детское телевидение» заняла работа воспитанников подготовительной к школе группы №4 «Мусор в реку не бросайте, реку Печору уважайте! https://vk.com/bookmarks Работа воспитанников подготовительной к школе группы №4 «Мусор в реку не бросайте, реку Печору уважайте!» заняла 3 место во Всероссйском дне экологического кино! Поздравляем!!!

15.09.2023г. В рамках Фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче в детском саду проведены мероприятия в поддержку бережного отношения к природным ресурсам, труду энергетиков и экологии: сбор батареек, крышек, настольные игры, знакомство со значениями схематических изображений способов бережного отношения к природным ресурсам, беседы. Активное участие в Акциях «Сдай батарейку- сохрани природу», «Узнал сам — передай  другому» приняли воспитатели, родители, воспитанники.

 

 

 

 

В рамках Акции «Марш парков» в июле  дети  конструировали «Ромашки», делали аппликацию  «Птицы нашего края», организовали  выставку рисунков «Лекарственные травы», приняли участие в конкурс рисунков «Северная ягода», ухаживали за  цветами,  приняли участие в игровой деятельности:  «Узнай и назови травы и цветы», «Зелёный дом» , в викторине «Травянистые растения родного края», с удовольствием  слушали  рассказы  природоведческого характера. Воспитанники любят рисовать  природу в летний период.

В рамках Акции «Марш парков» 15.05.2023 по 30.05.2023 были проведены  беседы с воспитанниками «Красная книга природы», «Как охранять природу«, «Природа наш дом». Воспитатели  читали детям  художественную литературу природоведческого характера,  проводили игровую и продуктивную деятельность, показывали видеоролики об особых охраняемых природных территориях.

 

                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

20. 04.2023г. в МБУ «ПМЦБС» в секторе экологического просвещения в библиотеке №17 проведены экологические чтения «Зелёный мир детства». В чтениях приняли участие 10 педагогов из детских садов, школы и детского Центра «Жемчужина» От нашего детского сада участниками чтений стали М.Г.Часовская, Е.А.Фадеева, И.А.Ляпустина, В.С.Супоненко, Т.А.Шехирева. Все участники были награждены грамотами и отмечены благодарностями. Решением жюри призёрами экологические чтений стали воспитатель подготовительной к школе группы №4 Т.А.Шехирева (2 место) и воспитатели старшей группы №10 — М.Г.Часовская и Е.А.Фадеева (3 место).Лучшим в номинации «Дошкольная экология» стал поект В.С.Супоненко и И.А.Ляпустиной Поздравляем!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В октябре 2022 года воспитатели старших групп №9 и №10 , подготовительной к школе группы №4 организовали участие воспитанников в муниципальном этапе Республиканского фестиваля «Праздник эколят- молодых защитников природы». Всего в фестивале приняли участие 10 образовательных организаций МР «Печора». Было представлено 18 конкурсных материалов. В целом Фестиваль показал, что в ОО ведётся планомерная и системная работа по экологическому воспитанию и развитию творческих способностей и экологической активности обучающихся и воспитанников по изучению и сохранению окружающей среды. Результатом участия в муниципальном этапе Республиканского фестиваля «Праздник эколят — молодых защитников природы» стало:
— Диплом за 1 место команды подготовительной к школе группы №4 (воспитатель Е.В.Лобанова) в составе Степана Коюшева, Романа Ростовцева, Таисии Черепеня, Алины Пухнатовой и Полины Перминовой в номинации «Творческое выступление».
— Диплом за 2 место команды старшей группы №9 (И.А.Ляпустина и В.С.Супоненко) в составе Валерия Таранова, Сергея Рожко, Дмитрия Казунко, Вячеслава Маруженко, Никиты Носкова в номинации «Творческое выступление».
— Сертификат за участие команды старшей группы №10 (Е.А.Фадеева, М.Г.Часовская) в составе Артёма Беляева, Евы Мироновой, Григоращук Евгении, Латышева Тимофея и Латышева Артёма в номинации «Творческое выступление»
Команда воспитанников подготовительной к школе группы №4 «Эко-дизайнеры» под руководством Е.В.Лобановой стала призёром Республиканского этапа и лауреатом Всероссийского ( международного) фестиваля «Праздник эколят — молодых защитников природы 2022» в номинации «Творческое выступление команд образовательных учреждений» ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

16 августа коллектив МАДОУ принял участие в Республиканской экологической акции «Речная лента», которая проводится с целью улучшения экологической обстановки на водных объектах и прибрежных территориях реки Печора, а также привлечения граждан к мероприятиям по защите окружающей среды, сохранение природных ресурсов. Сделаем реку Печору чистой!!!

 

                                                                                                                                                                                                                 

Дети просто обожают лето, ведь это самое яркое и веселое время года. Оно всегда дарит тепло, радость и множество  положительных эмоций. В это время ярко светит и греет солнце, день длинный, можно ходить в легкой одежде, гулять целый день.  А главное, летом можно найти массу увлекательных занятий! Лето — время юных натуралистов.На участке расстелился красивый ковер из самых разных трав и цветов. Дети узнаюют их названия, учатся по внешнему виду определять растения и цветы: львиный зев, пижма, тысячелистник,клевер, мятлик, лисохвост, подорожник и др.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                               Лето ясное, лето красное! Рассада, посаженная детьми ещё весной, радует своими цветами всё лето. Это ноготки, бархатцы, лилии, ромашки. Конечно вся эта красота каждый день требует ухода.

 

 

 

 

В рамках всероссийского экологического субботника «Зелёная весна» в МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г.Печора  с 03.05.2023 п 17.05.2023г. проведены следующие мероприятия: посадка рассады для клумб, подготовка клумб, уборка территории от мусора»

 

 

 

 

 

 

 

 

29 апреля в МБУ «Печорская МЦБ» в секторе экологического просвещения г. Печора состоялась экологическая конференция «Учиться. Пробовать. Действовать». С целью трансляции опыта в области экологического воспитания дошкольников в работе конференции приняли участие воспитатели детского сада М.А.Костюнина с проектом «Активные формы работы с родителями по экологическому воспитанию», Е.В.Лобанова с проектом «Интерьерный конструктор из бросового материала» и И.В.Мелихова с проектом «Тяжело дышать земле , если мусорить везде». По итогам конференции Е.В.Лобанова заняла 2 место , И.В.Мелихова — 3 место, М.А.Костюнина получила диплом  в номинации!!!

 

 

 

 

25 апреля воспитателями МАДОУ в рамках Всероссийского Дня эколят с целью формирования нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой, детям был предложен просмотр мультфильма «Эколята в лесу», Дети познакомились с клятвой Эколят. Проведена тематическая образовательная деятельность «Эколята учат ребят правилам поведения в природе» С использованием компьютерной презентации дошколята пришли на помощь планете, которая посылала сигналы: «SOS!!!». Дети вместе с Эколятами помогли виртуально очистить речку от мусора, посадить цветы и деревья на лесной полянке, на которую вернулись животные и птицы, установить знаки бережного отношения к природе. Была организована выставка рисунков «Наши друзья — Эколята». Воспитанники создали интеллект — карты по решению проблемы засорения земли мусором., приняли участие в субботнике, в игротеке.

Уважаемые посетители сайта! Коллектив старшей  группы №4 МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г.Печора под руководством воспитателей Екатерины Владимировны Лобановой и Татьяны Александровны Шехиревой принял участие в конкурсе фотоколлажей «Повесь кормушку — порадуй пичужку!» в рамках Всероссийской  эколого — культурной акции «Покормите птиц зимой!»

 

В преддверии новогодних праздников  до 14 января 2022 года Печорское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» объявил сбор пластиковых крышечек в рамках Всероссийской эколого-благотворительной акции «Добрые крышечки». «Добрые крышечки» — это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: оказание помощи детям, которым нужна поддержка, и сделать наш мир чище. Проект организован общественным движением «Добрые крышечки» совместно с благотворительным фондом «Волонтёры в помощь детям-сиротам». Активное участие в Акции «Добрые крышечки» приняли дети, воспитатели (Е.А.Фадеева, М.Г.Часовская) и родители (законные представители)  средней группы №10. 

Руководитель Печорского филиала ФГБУ»Национальный парк «Югыд Ва» В.Ю.Скворцов направил благодарности воспитанникам средней группы №9 (воспитатели И.А.Ляпустина и В.С.Супоненко), воспитанникам  старшей группы №4 (воспитатели Т.А.Шехирева и Е.В.Лобанова), воспитанникам подготовительной к школе группы №6 (воспитатель А.Л.Лобанова) за участие в благотворительном марафоне по сбору корма для зимующих птиц «Кормушка добра»

 

В декабре 2021года в  Печорском филиале  «Югыд ва» завершился благотворительный марафон по сбору корма для зимующих птиц «Кормушка добра». Жители г. Печоры подошли к вопросу со всей серьёзностью. Об этом свидетельствует то, что всего за 15 дней марафона, было собрано более 200 килограмм корма для наших пернатых друзей. Большой вклад внесли педагоги, воспитанники и родители нашего  детского сада  Спасибо Вам за проявленное милосердие, доброту, понимание и чуткое отношение к зимующим птицам!

В рамках Всероссийского экологического  субботника «Зеленая Россия» В МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г. Печора состоялся субботник по уборке территории.

Республиканская экологическая акция «Речная лента-2021«

09.08.2021г. сотрудники МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г. Печора продолжили участие в Акции. Пусть река Печора будет чистой!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках Акции «Марш парков» 05.07.2021 по 30.07.2021 с воспитанниками проведены «Неделя юного натуралиста», «Неделя путешествий в мир природы»,  «Неделя добрых дел». Воспитатели  читали детям  художественную литературу природоведческого характера,  проводили игровую и продуктивную деятельность.

Продолжали знакомить детей с Эколятами.  На прогулке дети наводили порядок на своих участках,  вспомнили правила поведения в лесу. Организовали выставку поделок из бросового материала.

С помощью презентации ребята  узнали о  деятельности волонтёров — защитников природы 

11 июня 2021 г. коллектив МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г. Печора присоединился к участию в муниципальном этапе Республиканской экологической акции «Речная лента-2021». Было собрано 6 мешков мусора с прибрежной территории реки Печора

Всероссийская акция «День эколога»

В рамках Всероссийской акции «День эколога» 7 июня 2021 г. для воспитанников МАДОУ прошли игровые занятия «Природа-наш дом». Дети совершали увлекательные путешествия на «корабле» в волшебную страну «Экологию»

Дети удивляли своей эрудицией, знаниями, находили пути решения из сложных ситуаций.

В мероприятии приняли участие 50 воспитанников и 8 педагогов.

 

 

#ДрузьяЗемли

22 апреля 2021 г. МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г.Печора приняло участие во Всероссийской Акции «День Земли» с целью воспитания экологически — грамотных и социально — активных обучающихся, ответственных за состояние окружающей среды.В сборе батареек «Спасибо от ёжика» приняли участие 43 воспитанника и 15 педагогов.

1-2 апреля 2021 года в МАДОУ прошла Всероссийская акция «День птиц» с целью вовлечения воспитанников в природоохранную деятельность, расширения представлений о многообразии и значении птиц родного края, формирования навыков исследовательской деятельности. В акции приняло участие 80 воспитанников. В рамках этой акции воспитатели ответили на интересующие детей вопросы, предложили вниманию детей видеоролики, презентации, прочитали детям книги, организовали практическую деятельность, разучили песни, стихи. Ребята обогатили свои знания о символе Дня птиц 2021 года — кобчике. Воспитанники старшего дошкольного возраста с родителями украсили музыкальный зал птицами, изготовленными своими руками. Воспитатели и музыкальный руководитель провели итоговые мероприятия по теме в форме викторин, конкурсов.

Поздравляем с победой в республиканском дистанционном конкурсе «Моя презентация» в номинации «Экологическое воспитание» воспитателей МАДОУ Т.В.Овечкину и В.Н.Пырерко

Воспитанники старших, подготовительных к школе групп приняли участие в конкурсе МАДОУ  «Забота Эколят о природе». Работы победителей  конкурса Бучинской Киры, Солдатова Артёма, Малышевой Мирры отправлены на республиканский конкурс рисунков «Эколята — друзья и защитники природы»

Старшим воспитателем  МАДОУ в рамках экологического воспитания детей  старших , подготовительных к школе групп    проведена тематическая образовательная деятельность «Эколята учат ребят правилам поведения на природе».  Дошколята пришли на помощь планете, которая посылала сигналы:  «SOS!!!». Дети вместе с Эколятами  помогли  очистить речку от мусора, посадить цветы и деревья на лесной полянке, на которую вернулись животные и птицы, установить знаки бережного отношения к природе. 

В сентябре 2020 года МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г. Печора приняли участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зелёная Россия». В субботнике приняли участие педагоги, воспитанники и родители МАДОУ.

10.и09.2020г. команда МАДОУ «Детский сад №35 компенсирующего вида» г.Печора из 8 участников  продолжила  участие в Акции «Речная лента», которая проводится в целях улучшения экологической обстановки на водных объектах и прибрежных территориях Республики Коми и привлечения граждан к мероприятиям по защите окружающей среды. 

Экологические мероприятия в рамках республиканской  природоохранной Акции  «Марш парков». Уважаемые посетители сайта, пройдя по ссылкам, Вы попадёте в Печоро — Илычский заповедник  https://www.youtube.com/watch?v=NtV3z2ZzHrk  и вместе с детьми посмотрите Красную книгу Республику  Коми https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11677265432909863790&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo-20662591_456239273&text=

07.08.2020г. команда   МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г.Печора из 10 участников продолжила  участие в акции «Речная лента». Пусть берега реки Печоры будут чистыми!

Уважаемые взрослые!  Предлагаем вашему вниманию буклеты по экологии

16.07.2020 года начало участия в акции  «Речная лента -2020» положили работники МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г.Печора В.Ф.Трифанова и Э.В.Стяжкова. Молодцы!!!

 

Уважаемые посетители сайта!  25 июня 2020 г. в целях  реализации проекта «Сохранение уникальных водных объектов» в в рамках национального проекта «Экология» началась республиканская экологическая акция «Речная лента -2020». Приглашаем всех желающих принять участие в Акции!

Мероприятия проведённые в рамках республиканской  природоохранной акции «МАРШ ПАРКОВ-2020» в Республике Коми

 ссылка  официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

https://mpr.rkomi.ru/

«Мальчик и Земля»

https://youtu.be/49x9qCDcF_s

«Смешарика-Красная книга»

https://youtu.be/Y11yH6YEfeY С

«Мусор и отходы, как бумеранг»

https://youtu.be/af4e1uzmjic

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Основные цели и задачи экологического воспитания

Формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе, природным ресурсам.

Повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности.

Формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных с охраной окружающей среды вопросов и проблем.

Повышение активности и эффективности общественных работ по охране окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся возможной угрозой экологии.


Уважаемые взрослые! 

 На основании письма №101 от 31.10.2019г. Печорского филиала ФГУ НП «ЮГЫД ВА»  и с целью сохранения видового разнообразия и численности птиц на  территории России и помощи зимующим птицам в ноябре 2019 года  14 воспитателей и  92 семьи воспитанников  МАДОУ приняли участие в  благотворительном марафоне «Кормушка добра» в рамках  Всероссийской  акции «Покормите птиц зимой»

 В летний период 2019 года в рамках проекта «Эколята — дошколята», конечной целью  которого является экологическое образование  детей дошкольного возраста —  формирование  нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой и акции «Марш парков — 2019»,  дети вместе с воспитателями и родителями (законными представителями) посадили  цветы, наблюдали за их ростом, делали отметки в дневниках наблюдений.  На территории детского сада продолжено благоустройство детских площадок. Родители (законные представители) воспитанников группы №11, №13,№5,  №4, №6 установили на участке новые песочницы, машины, домики,  столики и скамейки. 

Уважаемые посетители сайта! Девиз акции «Марш парков — 2019»:
Молодежь и природа – общее будущее

Одна из главных задач Марша парков – вовлечение детей и молодежи в активную и осознанную защиту природы.  Для защиты природы пришло время активных действий, востребованных и природой, и обществом как никогда прежде. Давайте действовать вместе. Давайте поможем сохранению ценных природных территорий, примем участие в актуальных природоохранных мероприятиях своего региона, инициируем их.

21 февраля 2019 года  состоялась очередная встреча с  работниками МАДОУ по обсуждению  проекта По итогам анкетирования разработан проект  по теме «Благоустройство территории МАДОУ», который примет участие  в Республиканском конкурсе «Народный бюджет». 

На территории детского сада продолжается благоустройство детских площадок. Родители (законные представители) воспитанников 2 младшей группы №8 установили на участке новую песочницу, машину. столик и скамейки.

Уважаемые взрослые! С июля  по сентябрь 2018 года объявлена республиканская акция «Речная лента-2018» по очистке берегов рек и иных водоёмов в границах населённых пунктов на территории МР «Печора». 17 июля 2018 года работники детского сада вместе с активными  жителями нашего города приняли участие в акции по очистке берега Реки Печоры. Присоединяйтесь!!!

В соответствии с распоряжением администрации МР «Печора»  начато проведение благоустройства территорий, закреплённых за МАДОУ.

11.07.2018 года с воспитанниками МАДОУ проведена беседа «Защитим природу». Эколята- дошколята попросили ребят помочь планете, которая посылала сигналы «SOS». 

Дети предлагали разные версии  случившегося на Планете.  С помощью компьютерной презентации ребята вспомнили правила  бережного отношения к природе. Предложили установить знаки «Не бросай мусор», «Не рви цветы», «Не разоряй гнёзда», «Не шуми в лесу»  и др. В итоге Планета ожила и  засияла.

Экологический субботник «Зеленая Весна » был проведён  на территории МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г. Печора.  В субботнике приняли участие  взрослые и дети. По мере таяния снега работа по уборке территории будет продолжена .

В рамках  проведения Общероссийской  добровольческой акции «Весенняя неделя добра — 2018» в Республике Коми с 22 апреля по 29 апреля 2018г. в МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида» г.Печора проведена акция «Весенняя неделя добра — 2018».

 Организаторами Акции стали директор МАДОУ и старший воспитатель. В Акции приняли активное участие  воспитатели и специалисты МАДОУ, родители (законные представители) и воспитанники. Для того, чтобы внести свой посильный вклад в сохранение нашей планеты, совсем не обязательно жертвовать деньги различным фондам или выходить на акции протеста против загрязнения окружающей среды. Есть вещи, которые может сделать абсолютно каждый, и мы  уже начали выполнять этот список. Воспитатели распространяли листовки с информацией «Тридцать простейших способов помочь природе» среди родителей. Педагоги, родители (законные представители) распространили   информацию  среди интернет сообщества и  внесли  свой вклад  в пропаганду бережного отношения к природе, сохранению природных ресурсов. Перейдя по ссылке https://www.adme.ru/zhizn-nauka/30-prostejshih-sposobov-pomoch-prirode-905610 ,  каждый  желающий может  ознакомиться со способами помощи природе и передать информацию дальше.

1 ноября 2017 года в МАДОУ состоялось мероприятие «Эколята дошколята — друзья и защитники природы». В гости к детям пришла Ёлочка. Ёлочка поведала детям, что в  природе нет ненужных или лишних, здесь важно все: от гигантского Солнца на небе, до маленького муравья в траве. А экология — это наука, которая изучает законы природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живёт, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах.  Гостья рассказала, как несложные действия помогут сберечь природу.  Призвала ребят  принимать участие в субботниках (воскресниках) и мероприятиях по благоустройству прилегающей к  дому территории, а фантики, пакетики, палочки от эскимо,  билетики и прочую ненужную мелочь бросать в урну. Ёлочка вручила детям медали «Эколята — друзья и защитники природы».

Экологический субботник «Зеленая Россия». 

В рамках  экологического воспитания на территории детского сада прошёл субботник. В субботнике приняли участие  взрослые и дети. 

А воспитанники старшей группы №4 (воспитатель Шехирева Т.А.) приняли участие во Всероссийском конкурсе «Семейная эко — поделка»   и  были награждены сертификатами Министерства социального развития.