Размещение фотографий и видеозаписей с воспитанниками на сайте детского сада
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возложена обязанность обеспечить создание и ведение официального сайта в сети Интернет (п. 21 ч. 3 ст. 28). С тех пор размещение фотографий и видеозаписей с различных мероприятий (утренников, спортивных соревнований) на сайтах детских садов стало обычной практикой. Однако родители воспитанников не всегда довольны тем, что изображение их ребенка оказывается в открытом доступе.
Согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т. ч. в судах, без специальных полномочий. Имея данное право, родители все чаще подают жалобы на содержание сайтов образовательных организаций.
Запрет на использование изображения гражданина
Одним из основных прав, гарантированных гражданам Конституцией РФ (принятой всенародным голосованием 12.12.1993), является право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23). В развитие декларативных положений указанной нормы ст. 24 Конституции РФ закреплен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
В соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – часть первая ГК РФ) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т. ч. его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен)допускаются только с его согласия.
Такое согласие не требуется в случаях, когда:
- использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
- изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- гражданин позировал за плату.
Примечание: Если изображение гражданина, полученное или используемое без его согласия, распространено в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Для того чтобы разобраться в том, насколько обоснованы жалобы родителей, прежде всего необходимо понять механизм действия исключений из общего запрета на использование изображений гражданина (ребенка). Интерес представляет именно возможность использования изображения гражданина в случае, когда такое изображение снято на публичном мероприятии и не является основным объектом использования. К указанным мероприятиям можно отнести проведение утренников в детском саду.
Анализируя положения подп. 2 п. 1 ст. 152.1 части первой ГК РФ, необходимо отметить, что понятие «основной объект использования» является оценочным, поскольку в правовых актах не сформулировано его четких критериев. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (например, апелляционным определением Алтайского краевого суда от 21.05.2013 по делу № 33-3897/2013).
При наличии спора вопрос об использовании изображения гражданина в качестве основного объекта может быть решен в рамках судебной экспертизы изображения.
Не меньший интерес представляет и понятие «публичное мероприятие». На основании положений ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и подп. 2 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ можно определить следующие критерии публичности того или иного мероприятия:
- организованность мероприятия либо наличие определенной цели у собравшихся граждан;
- участие в мероприятии значительного числа граждан.
Таким образом, с одной стороны, действующее законодательство устанавливает общий запрет на использование изображения гражданина. С другой – формулировки законодательных актов настолько неопределенны, что их интерпретация зависит от обстоятельств конкретного дела.
Персональные данные гражданина
Вторым не менее важным вопросом является вопрос о возможности отнесения изображения гражданина к персональным данным.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Столь широкое определение рассматриваемого понятия позволяет предположить, что изображение гражданина может быть отнесено к персональным данным.
Согласно ст. 11 Закона № 152-ФЗ сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность, и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, являются биометрическими персональными данными.
Некоторые нормативные правовые акты прямо относят фотоизображение к биометрическим персональным данным.
Например, согласно п. 6 Перечня персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, утв. постановлением Правительства РФ от 04.03.2010 № 125, цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа является биометрическими персональными данными владельца документа.
Однако если изображения гражданина необходимо относить к биометрическим персональным данным, то положения ст. 152.1 ГК РФ вступают в противоречие с положениями Закона № 152-ФЗ, который допускает использование биометрических персональных данных только:
- при наличии письменного согласия субъекта персональных данных (в нашем случае – родителей воспитанника) – п. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ;
- без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из РФ и въезда в РФ, о гражданстве РФ (п. 2 ст. 11 Закона № 152-ФЗ).
Разрешить возникшее противоречие помогли разъяснения Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видеоизображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки» (далее – разъяснения Роскомнадзора). По мнению ведомства, необходимо принимать во внимание цель, которую преследует оператор при осуществлении действий, связанных с обработкой персональных данных, в т. ч. фотографического изображения, содержащегося в паспорте.
В случае если персональные данные используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, такая обработка должна осуществляться в строгом соответствии со ст. 11 Закона № 152-ФЗ. До передачи изображений гражданина для установления его личности они не являются биометрическими персональными данными, обработка которых регулируется общими положениями Закона № 152-ФЗ, поскольку не используются оператором (владельцем видеокамеры или лицом, организовавшим ее эксплуатацию) для установления личности.
Таким образом, исходя из представленных разъяснений, можно сделать вывод, что фотографии воспитанников на различных мероприятиях детского сада не являются биометрическими персональными данными в случае, если не используются для установления их личности. Следовательно, использование таких фотоизображений возможно в порядке, предусмотренном ст. 152.1 части первой ГК РФ.
Примечание: Опубликование, в т. ч редакцией СМИ, фотографического изображения в случаях, предусмотренных ст. 152.1 ГК РФ, а также полученного из общедоступных источников, не требует соблюдения условий, связанных с получением письменного согласия субъекта персональных данных. Разъяснения Роскомнадзора.